[Работа с музыкой] ( конвертирование, обработка)

Тема в разделе "Музыка", создана пользователем KeHHu, 15 апр 2009.

?

Пригодилась тема?

  1. Да! Открыл для себя много нового)

    35,7%
  2. Ну..местами ) Знал некоторые вещи до этого!

    28,6%
  3. Нет) Я в этом отлично разбираюсь

    7,1%
  4. Не интересуюсь подобным

    28,6%
  1. KeHHu Местный

    Регистрация:
    8 авг 2007
    Сообщения:
    2.010
    Симпатии:
    565
    Провайдер:
    Несколько
    [​IMG]

    Начнем-с...

    Lossless форматы и как с ними работать

    В статье рассматриваются следующие вопросы:

    • 1) Что такое lossless?
    • 2) Что такое CUE?
    • 3) Чем можно проиграть lossless форматы?
    • 4) А можно ли проигрывать lossless моим Winamp'ом (Windows Media Player и др.)
    • 5) Что мне делать с этим одним большим файлом?
    • 6) Открываю альбом через CUE и вижу пустой плейлист. Что делать?
    • 7) Как мне конвертировать lossless в MP3 (для прослушивания на плеере)?
    • 8) Что такое транскод?


    Возможно я не рассмотрел все частые вопросы. Можете добавить свои вопросы не входящие в данный список. Если вопрос будет относиться к категории часто задаваемых, то я включу его в данную статью. Также выслушаю ваши замечания и указания на неточности (писать в личку). Целью статьи было создать материал, который облегчит новичкам процесс знакомства с lossless и упростит пользование им.​



    1) Что такое lossless?

    Lossless - это кодирование данных без потерь (беспотерьное сжатие). Разумеется, речь идет о кодировании музыки (цифрового звука). Сжатие без потерь можно хорошо понять, если рассмотреть пример работы обычных и всем привычных архиваторов (WinZIP, WinRAR и т.д.). Мы берем, скажем, текстовый файл и архивируем его. Получаем в разы меньший архив с документом. Распаковав его мы будем иметь в точности такой же документ. Тоже самое и с беспотерьным сжатием звука. Мы сжимаем обычный WAV файл lossless кодеком и получаем меньший по объему файл. Из него мы всегда можем получить обратно наш WAV в первозданном виде и записать, скажем, диск в точности в том виде, в котором он был куплен в магазине. Подобных кодеков довольно много. Наиболее популярными являются APE (Monkey's Audio), FLAC (Free Lossless Audio Codec), WavPack. Все эти кодеки имеют компрессию в районе 30-50%. Но хочу заметить, что нам не обязательно перегонять все в WAV. Мы можем слушать эти сжатые файлы совершенно спокойно на нашем компьютере. Об этом поговорим ниже...

    2) Что такое CUE?

    CUE (Cuesheet) - это индексный файл в котором идет разметка по трекам. Дело в том, что перегнав наш WAV в один из lossless форматов мы получаем один цельный и непрерывный файл. Чтобы в нем можно было ориентироваться и перепрыгивать с трека на трек используются CUE файлы. Данные файлы имеют расширение .cue. Его структура очень проста. Приведу небольшой пример:

    Как видно из примера, в начале идет данные о самом диске (исполнитель, альбом). Далее идет строка FILE, в которой указывается собственно файл, который был индексирован. И затем идет уже индекс треков (номер трека, название трека и начало время звучания).

    3) Чем можно проиграть lossless форматы?

    Конечно, плееров великое множество. Я бы хотел остановиться на довольно простом и в то же время очень функциональном плеере - [MAGNET="magnet:?xt=urn:tree:tiger:UXZYOXSJGIAJEOE7T7VGMUYP7MO7P3FLXVIBHDA&xl=12578605&dn=foobar2k0956bymeDveD07102008.exe"]Foobar2000[/MAGNET]. У даннного плеера очень много версий и сборок. Я перепробовал довольно большое количество этих вариаций. Остановился я на сборке от Dr.Death . Дело в том, что в этой сборке собраны все необходимые нам плагины и кодеки. Так что нам не придется что-то искать и докачивать. Так сказать, готовый продукт. Также он немного приукрашен и не имеет столь скудный дизайн, как оригинальный Foobar. Ну это все плюшечки и фишечки и нас это мало интересует.

    И так, скачав архив, распаковываем его и запускаем файл foobar2000.exe (никакой установки не требуется). Посмотрите, познакомьтесь с плеером. Замечание: в архиве есть замечательный файлик readme.chm с руководством по настройке плеера под себя. Там рассматривается настройка технической части и настройка кнопок и других красивостей.

    Для начала первым делом идем в File >>> Preferences >>> File Types

    [​IMG]

    Здесь выбирайте, те форматы, которые будут проигрываться Foobar'ом. Если будете использовать только для lossless, то отмечайте APE, FLAC, WV, также не забудьте отметить CUE.

    Таким образом мы ассоциировали нужные нам файлы с Foobar и теперь после двойного клика на отмеченных вами выше форматах они будут проигрываться в плеере Foobar

    4) А можно ли проигрывать lossless моим Winamp'ом (Windows Media Player и др.)?

    Конечно, никто не заставляет использовать Foobar. Его я рассмотрел, как довольно простой способ проигрывания. Также мы можем воспользоваться привычними нам плеерами. Например, Winamp.

    Для проигрывания нужно установить сами кодеки в систему. Приведу ссылки на установку наиболее популярных кодеков:

    1) http://www.monkeysaudio.com/download.html - Monkey's Audio (APE)
    В комплекте идет плагин к Winamp'у, который устанавливается вместе с кодеком.

    2) http://flac.sourceforge.net/download.html - Free Lossless Audio Codec (FLAC)
    Прямая ссылка на установку для Windows: http://cyberial.com/flacinstaller.asp
    В комплект тоже входит плагин для Winamp

    3) http://www.wavpack.com/downloads.html - WavPack (WV)
    Кодек и плагины ставятся отдельно. Доступны плагины для Winamp, Apollo, XMMS, Nero Burning Rom.

    4) http://homepage3.nifty.com/blacksword/ - OGG Vorbis
    Tут есть несколько вариантов аналогично LAME. Я рекомендую использовать сборку под названием Lancer, т.к. по мимо прочего она еще и оптимизирована под разные процессоры.

    5) http://www.musepack.net/index.php?pg=win – MusePack
    Tут все просто, он лежит на официальном сайте в виндовом разделе “Encoder”

    6) http://www.nero.com/nerodigital/eng/down-ndaudio.php - MP4 (Nero): (имеется в виду формат AAC).
    B архиве папка win32, вней файл NeroAacEnc.exe.

    5) Что мне делать с этим одним большим файлом?

    Как правило, музыка в lossless распространяется в составе двух файлов. Первый - это сама музыка в одном из форматов в виде одного целого непрерывного файла. Второй - это CUE файл (про CUE см. пункт 2).

    Для того, чтобы мы могли нормально слушать альбом, переключаяясь между треками в комплекте должен идти CUE файл. Плеер Foobar позволяет проигрывать связку Файл+CUE. В таком случае в плейлисте сразу отображается список треков без физического разрезания цельного файла.

    Также есть специальный плагин для Winamp, чтобы научить его работать с CUE. Берем тут.

    6) Открываю альбом через CUE и вижу пустой плейлист. Что делать?

    Такая проблема часто возникает при работе через CUE. Это связано с тем, что CUE файл ссылается не на тот исходный звуковой файл. Скорее всего CUE ссылается на файл с раширением WAV, а у нас, например, APE. Это связано с тем, что изначально (при создании образа) CUE создается именно для WAV файла, который потом конвертируется в lossless и многие просто не утруждают себя переправить CUE.

    Разберемся, как нам это исправить:

    1) Откроем CUE в любом текстовом редакторе. Например, в обычном Блокноте (Notepad)
    2) Мы увидим сам код CUE файла, который нам нужно немного подправить.

    3) Найдем строку, начинающуюся со слова FILE. Именно в ней содержится ссылка на исходный звуковой файл.



    Мы видим, что файл имеет разширение wav, а мой исходный файл, например, в APE. Смотрим в каком формате наш исходный файл и меняем расширение на нужное нам (ape, flac, wv). Получаем строку вида:


    5) Сохраняем наш файл и запускаем его в плеере. Теперь список должен корректно отобразиться.

    7) Как мне конвертировать lossless в MP3 (для прослушивания на плеере)?

    Этот вопрос тоже очень часто возникает. Конечно, нам хочется послушать музыку и на улице, но на сегодняшний день существует не так много плееров, которые проигрывают lossless. Есть варианты перепрошить свой плеер, но это отдельная тема.

    Способов конвертации множество. Можно использовать программы-конвертеры. Я предпочитаю пользоваться опять же Foobar'ом. Плюсов здесь несколько:

    + Не нужен дополнительный софт
    + Мы сами добавляем нужные форматы (если их не оказалось по-умолчанию)
    + Одновременно мы разрезаем наш большой файл по трекам

    Итак, начнем.

    1) Загрузим наш альбом в плейлист, используя CUE файл.
    2) Выделим все треки из списка.
    3) Нажмем правой кнопкой мыши на выделенных треках и выберем
    Convert >>> Convert to...

    [​IMG]

    4) Выберем необходимый формат (в нашем случае это MP3).

    Перед тем, как нажать на ОК, нам необходимо скачать сам кодек для конвертации в MP3. Мы будем использовать [MAGNET="magnet:?xt=urn:tree:tiger:2UITIMUZDYPPWAXI2ZNCK4NFNTFU2V5AG32IC3I&xl=599766&dn=lame3.99.a1.zip"]Lame 3.97[/MAGNET] . Распакуем и запомним куда положили.

    После нажатия ОК плеер попросит указать папку, где находится lame.exe, что мы и делаем.

    [​IMG]


    Затем мы указываем место сохранения файлов и все, конвертация пошла.

    [​IMG]


    Замечание: В списке по-умолчанию доступен только один вариант конвертации в MP3 (avg 245 kbps с JointStereo). Этого вообщем-то достаточно. Если же вам не достаточно, то вы можете добавить свой вариант битрейта и стерео. Для этого зайдите в окне конвертации в MoreSettings и выберете AddNew. Далее в списке выберете Custom и вбейте свои значения:

    [​IMG]

    На скриншоте представлены настройки MP3 320 kbps c "полным" Stereo (--cbr -b 320 -m s - %d)

    8) Что такое транскод?

    Транскод - формат звукового сопровождения. Есть люди, которые через Audio CD из MP3 делают рип через EAC (Exact Audio Copy, подробнее на официальном сайте EAC) в Lossless. Транскод можно не сложно распознать по спектру. Он является DTS lossy форматом, т.е. с потерями. Конвертировать можно программой [MAGNET="magnet:?xt=urn:tree:tiger:RD6BYVPH7QAL5EBTWWPQC3JMTHFVUTP3PAQ73FI&xl=5433520&dn=dMC-R13.2-Ref-Trial.exe"]dBpowerAMP Music Converter[/MAGNET].


     
    3 пользователям это понравилось.
  2. KeHHu Местный

    Регистрация:
    8 авг 2007
    Сообщения:
    2.010
    Симпатии:
    565
    Провайдер:
    Несколько
    Домашняя запись электрогитары. Статья Павла Забуруева

    [​IMG]

    Рано или поздно каждый гитарист сталкивается с ситуацией, когда ему необходимо записать гитару. Это может быть просто демо-запись, или участие в конкурсе, а может даже серьезный проект. Музыканта, который впервые столкнулся с проблемой записи инструмента на дому, как правило ожидает ряд трудностей, и я постараюсь упростить проблему качественной записи гитары в домашних условиях.

    Первое, о чем Вам необходимо подумать — это способ записи (если, конечно, Ваша квартира уже не нашпигована микрофонами, преампами и т.п. — тогда вопрос снимается сам собой). Способов человечество придумало массу и самые распространенные из них — запись гитары напрямую в компьютер (с последующей ее обработкой уже программными средствами), запись через процессор, запись через преамп и запись микрофоном, подзвучивающим Ваш усилитель. Рассмотрим эти способы подробнее.

    Первый способ — самый дешевый, но с его помощью получить хоть сколько-нибудь приемлемый результат практически невозможно. Суть его состоит в том, чтобы включить гитару (пропустив сигнал через, например, педаль дисторшна; я, когда начинал играть, соединял выход на наушники транзисторного комбика с компьютером) во вход звуковой карты на компьютере, а последующую корректировку сигнала производить уже там. Корректировка это как правило эквализация, добавление эффектов и так далее. Но звучать это будет, прямо скажем, ужасно. Помните, что главное — это хороший исходный звук, но если звук, поступающий на запись, плохой, то поправить его не удастся никакими даже самыми «крутыми» обработками. Этой мыслью следует руководствоваться в дальнейшем, никогда не оставляя работу со звуком «на потом». Причина же плохого звучания будет в следующем. Во-первых, я почти на 100% уверен, что тот, кто будет использовать такой способ, будет работать с транзисторной примочкой. Профессиональный звук они могут выдать только будучи включенными в хороший ламповый усилитель и обогащая его звук, но для автономной работы они не предназначены. Плюс ко всему, наверняка такой человек будет включать его без директ-бокса. А ведь от этого устройства зависит многое, так как уровень сигнала и согласование сопротивлений влияют на звук самым непосредственным образом. Поэтому в случае записи гитары таким образом, не следует жаловаться на «песок» или «зернистость» звука. Звук всегда получается на те деньги, которые в него были вложены (хотя, конечно, есть таланты, умудряющиеся получать с гитарами Gibson Les Paul Custom и дорогущими стеками Marshall звучание уровня детского сада, но подобные клинические случаи мы пропустим).
    Кстати, относительно недавно я сам столкнулся с необходимостью записать гитару, пока мой усилитель был на студии, а дома из гитарных приборов не оставалось ничего. Ничего не оставалось, кроме как включить гитару напрямую в звуковую карту и работать в программу Guitar Rig, потому как запись просто «горела». Эта программа, равно как и многие другие (Amplitube, Warp и т.п.), являются программными гитарными процессорами. Во многие из них включены функции моделирования усилителей, микрофонов и различных гитарных эффектов. Результатом этого стала композиция Something Private. Разумеется, полноценный, породистый, а уж тем более уникальный звук таким образом получить нельзя, но в случае горячих ситуаций можно поступать и так.
    Общий итог таков: для улучшения звука старайтесь подавать на запись сигнал как можно лучшего качества, чтобы потом он требовал минимума обработки и используйте директ-боксы. Примерная цена такого способа — педаль перегруза — 70$, директ-бокс — 100$.

    Второй способ — процессоры. Сейчас выпущено немало моделирующих процессоров, предназначенных для «тихой» записи гитары. В качестве примера можно привести такие известные модели, как Line 6 Pod, Behringer V-Amp, Boss GT-8. В этих устройствах поступающий с гитары сигнал оцифровывается и затем уже в цифровой форме обрабатывается процессором. Надо сказать, что уровень звука современных процессоров (при грамотном подходе, естественно) очень высокий и можно добиться просто потрясающих результатов. В основном, процессоры содержат полный спектр обработок, причем очень полезной функцией является «симулятор кабинета» (speaker simulator). То есть они гарантируют, что на выходе вы получите звук, не требующей пост-обработки и пригодный для записи в аранжировку. Наличие цифрового выхода (S/PDIF) может существенно повысить качество звука, так как Вы избежите перевода сигнала на выходе в аналоговую форму, а затем оцифровки звуковой картой (где, как правило, стоят не самые лучшие АЦП, если, конечно, Ваша карта — не RME или Digi, например).
    Вердикт: современные процессоры позволяют получить на записи звук, пригодный для хорошего уровня демо-записи, а иногда и для профессиональной работы. За такой способ звукозаписи придется отдать примерно от 300$. Лично я, наученный горьким опытом записи в Guitar Rig, приобрел себе Line6 POD, который уже не раз выручал меня и в студии, и на концертах, и на домашних записях. Я по своей природе «ночной» человек, поэтому работаю в основном тогда, когда время уже за полночь, так что помощь POD’а тут просто неоценима. С его помощью была записана композиция Closer To The Clouds.

    Третий способ — запись через преамп. Во многих гитарных преампах (например, Hughes&Kettner TubeMan II, Marshall JMP-1 и пр.) также существует опция «симуляции кабинетов», которая позволяет подключить устройство непосредственно к саунд-карте. Этот способ в чем-то схож с предыдущим, но отличается меньшим количеством возможностей (нет моделирования различных усилителей и нет эффектов), но может быть более серьезен по звуку. Цена будет начитаться от суммы около 250$.

    И, наконец, четвертый способ — запись микрофоном. Этот способ — самый дорогой и предназначен для гурманов и профи, когда нужен серьезный, причем свой, уникальный, звук. Этот способ задействует массу приборов, так что имеет смысл рассмотреть его подробнее.
    Общая схема будет выглядеть таким образом: гитара -> комбо -> микрофон -> микрофонный преамп -> звуковая карта. Давайте по порядку. Насчет гитары, думаю, все ясно — хороший инструмент будет звучать, а плохой вы не вытащите никакими «улучшайзерами» после записи. Единственно, о чем необходимо подумать — совместимости инструмента и музыки, которую Вы играете. Скажем, будет много мороки, если у Вас — легкая и «воздушная» аранжировка, а соло там надо исполнить на гитаре для прожженный металлистов. Такой инструмент порвет в клочья все лирическое настроение песни. Вам ведь не надо, чтобы под мелодичную вещь людям сносило крышу? С подобными проблемами я сталкивался, играя на Jackson KE-1, которая ревела, рычала и просто задавливала слушателя своим мощнейшим звуком, который хорошо слушался в утяжеленной аранжировке, но не в «сопливой» песенке. Приходилось много времени тратить на настройку звука, чтобы хоть как-то вписать гитару в общую звуковую картину.
    Дальше — комбо. Думаю, и так понятно, что ламповый комбо прозвучит несравнимо лучше, чем транзисторный, поэтому будем считать, что в нашей виртуальной конфигурации, помимо уже гитары, присутствует именно ламповый комбо. Разумеется, как и в случае с гитарой, он должен сочетаться с направлением пьесы, но большинство современных аппаратов позволяют получить очень широкий спектр звука. Помимо этого, есть еще ряд моментов, касающихся усилителя. Первый — раскачка. Раскачать комбо — это значит заставить его работать на практически предельных уровнях звука. Почему при этом само звучание значительно лучше, чем при слабом уровне громкости? Попробуем разобраться. Во-первых, когда Вы выкручиваете громкость на высокие отметки, ламповый (именно ламповый) усилитель мощности начинает также корректировать звук. Лампы при режимах работы, близким к максимальному, начинают дополнительно компрессировать звук, добавлять самые «вкусные» для восприятия четные гармоники к сигналу, иногда даже подгружать звук. Примерно то же самое касается выходного трансформатора. То есть помимо работы с тембром в блоке предусиления, тембр изменяется еще и в «мощнике». Это даст еще больше «мяса», звук будет жирным и полным. Во-вторых, раскачивается динамик. большие громкоговорители (10 или 12 дюймов) предназначены для звучания на высоких уровнях громкости, то есть для достижения звука, который хотел преподнести Вам производитель динамиков, необходимо подать на них сигнал достаточной мощности. В этом и состоит суть раскачки ламповых аппаратов. Разумеется, большинство из нас — простые смертные, и живем мы в обычных московских квартирах, и у нас есть близкие и соседи, которые не всегда положительно отнесутся к работе 100-ваттного усилителя на полную мощность. Выходов существует два: первый — это изолировать комбо, и второй — его вообще не раскачивать. Первый способ подразумевает собой сильную звукоизоляцию пространства вокруг микрофона и усилителя, причем это может быть как комната, так и очень маленькое пространство непосредственно вокруг системы. Например, May Lian для записи обкладывает кабинет и микрофон кучей одеял и прочих бытовых принадлежностей. Студии звукозаписи имеют для этого отдельную комнату — инструментальный бокс. Также сейчас производятся так называемые Isolation Box — это звукоизолированные ящики, куда ставится комбо, микрофонная стойка и закрываются наглухо.
    Можно усилитель и не раскачивать, но в таком случае он должен обладать хорошим звучанием на малой громкости. Лично я выбирал себе усилитель, отчасти руководствуясь этим параметром. Таким образом, я могу писать гитару и не думать о высокой громкости. Этот способ несет в себе ряд проблем, например, шум. Сигнал с микрофона придется сильно усиливать, вместе с тем усиливая шумы от HD-дисков, просто шумы кабелей и т.п. Более того, бывает так, что без раскачки не обойтись, но и запись должна производиться дома без звукоизоляции. Такое может случиться, если Ваш аппарат — старый (или переиздание старого) ламповый усилитель. Древние «головы», типа Marshall Bluesbreaker, не имеют ручки Gain. Это значит то, что получить овердрайв в них возможно, лишь раскачав усилитель. Послушайте AC/DC — почти все гитары, которые Вы услышите, записаны с раскачанным усилителем Marshall. Допустим, Вы также являетесь счастливым облдателем такого раритета. Как же его записать дома? В таких случаях приходят на помощь специальные устройства — так называемые аттенюаторы. Вкратце, эти приборы позволяют раскачать усилитель, но на динамики или в линию подать сигнал низкого уровня, то есть они как-бы «съедают» громкость сигнала. С их помощью можно получить «тот самый звук», не нанося страданий своим родным и соседям.
    Ну, вот мы получили звук, который радует нас на все 100%, но теперь его необходимо передать на запись. Для этого нужен микрофон. Как правило используют узконаправленные динамические микрофоны. Моделей сейчас существует масса, но давайте сразу выберем, какой именно мы будем использовать. Есть существенное различие между вокальными и инструментальными микрофонами, иначе их бы просто не разделяли на отдельные типы. Вокальные часто имеют подъем в области высоких частот, иногда имеют там пики, дабы подчеркнуть ясность и чистоту голоса вокалиста, но звук этих частот гитара, как правило, уже не воспроизводит, или это граничные частоты для нее, поэтому часто вокальные микрофоны выдают на записи «песок». Это свойство учитывается при разработке инструментальных микрофонов, поэтому у них часто высокие частоты обрезаются, начиная с 8-12 кГц.
    Различные модели микрофонов обладают также и разными АЧХ, что существенно повлияет на звук в целом. Для гитары очень важны средние частоты, ведь гитара, по сути, является «серединой». Многим музыкантам полюбились микрофоны фирмы Shure, например 57 Beta или 58 Beta. Мне очень нравятся инструментальные микрофоны фирмы ElectroVoice. Как основной микрофон я использую вокальный Shure 565SD, который во многом схож с 58-м, я очень привык к его звучанию.
    Далее, важнейшая часть звукового тракта — микрофонный предусилитель. Сигнал с динамического микрофона достаточно слаб, поэтому его необходимо усилить прежде, чем отправить в компьютер. Помимо функций предусиления, микрофонные преампы также часто обладают встроенным компрессором и оцифровщиком. Я использую преамп dbx 286A. Этот прибор содержит преамп, компрессор, де-эссер, энхансер и гейт. Из этого всего списка я использую только преамп и компрессор. Компрессия сигнала, скорее всего, будет необходима, ведь «цифра» очень не любит резких и сильных динамических перепадов, что может существенно изуродовать звук при оцифровке. Поэтому для достижения хороших результатов необходимо немного (обратите внимание — именно немного) «поджать» сигнал. Мой преамп хорошо зарекомендовал себя в этом деле. Также мне очень нравится ламповая продукция английской фирмы TL Audio.
    И, наконец, о звуковой карте. Чем карта дороже, тем лучше у нее АЦП (аналогово-цифровой преобразователь, проще говоря — оцифровщик), что влияет на звук прямым образом. Помимо профессиональных карт стоимостю под 1000$ (RME, Digi и т.д.), очень хороших результатов можно добиться с полупрофессиональными картами. Я использую M-Audio Audiophile 24/96. Эта карта не сильно шумит и содержит более-менее качественный оцифровщик.

    Вот мы рассмотрели способы записи гитары. Но это все теория, и нам теперь нужно записать гитару, а это уже практика. Хорошо, начинаем работать!

    Первым делом, отстройте звук на гитаре и комбо. Вы должны слышать звук, который Вам хотелось бы слышать на записи. Микрофон «слышит» звук по-другому, чем человеческое ухо, поэтому с ним тоже придется поработать и самое главное — правильно его разместить. Ради интереса, попробуйте провести эксперимент. Скоммутируйте всю цепочку оборудования, включите в вашем звуковом редакторе запись и поставьте микрофон к динамикам. Теперь сыграйте какую-нибудь фразу (желательно, стилистически близкую к тому, что Вы собираетесь писать). После этого передвиньте микрофон, сыграйте ее снова и т.д. А теперь послушайте то, что записали. Разница — кардинальна! Такой разницы в звуке можно добиться всего лишь меняя расположение микрофона относительно динамика. Здесь расположение — дело вкуса и теперь, анализируя записанное, Вы можете понять, как необходимо поставить микрофон, чтобы получить желаемый Вами звук. Общее правило, которого я стараюсь придерживаться — чтобы микрофон как можно меньше зависел от опоры, вернее, от пола. Все дело в том, что по полу от усилителя пойдут низкие частоты, а также различные шумы, топот ногой и т.п. Если микрофон, например, лежит на полу и имеет большую площать соприкосновения (еще и прямого) с ним, то по низам у вас будет каша и бубнеж, хотя Вы будете слушать сам комбо и все будет в порядке. Используйте микрофонные стойки, подвесы и прочее оборудование, которое будет гасить вибрации, идущие по полу. Таким образом, не потеряется упругость низких частот.
    Теперь выставляем на преампе необходимое предусиление микрофона (сигнал должен быть как можно выше, но не достигать пиковых значений, иначе может быть перезгузка). То же самое надо проделать с выходным уровнем сигнала, отслеживая его уровень по измерителям в компьютере.
    Ну, выстроили сигнал, все, в компьютер идет звук нужного качества. Нужно приступать к записи. Давайте разберемся, как это лучше всего сделать. Во-первых, если вам нужна стерео-гитара (например, на ритмовых подкладах), то для этого лучше использовать дабл-трек (как минимум), нежели стерео-эффекты. Сыграйте партию два или более раз, разместите на разные дорожки, панорамы которых разведите в противоположные стороны. Так Вы получите полное звучание стерео. Допустим, Вы пишете соло-партию. Как можно заметить, многие соло звучат прямо посередине. Но это не значит, что они монофонические. Левая и правая составляющие у них одинаковые, но есть одно «но». Если соло у вас записано на моно-дорожку, То и обработка, накладываемая на нее, будет неизбежно монофонической. А это — зажатость звука. А попробуйте сделать стерео-трек с одинаковыми левым и правым каналом, и повесить ту же обработку на него. Появляется объем, воздух, но гитара по-прежнему находится посередине и не расползается по панораме. Все потому, что реверб, эффекты модуляции и др. теперь — стереофонические, они и создадут нужное пространство для звука.
    Иногда раньше для соло-гитары я параметрическим эквалайзером добавлял острый невысокий пик в области 2400 Гц. Это придавало гитаре немного больше остроты.

    Старайтесь использовать как можно меньше обработки. Это касается эквалайзеров, реверов и всего прочего. С реверберацией вообще следует быть очень осторожным. Многие сильным и длинным ревером пытаются придать целостность звуку, закрасить пустые пятна в нем. Каково же их удивление, когда на концерте они не могут разобрать свой собственный «минус», звучащий в мониторах или прострелах! Полнота должна достигаться лишь самой игрой музыканта и аранжировкой, но ни в коем случае машиной. Лично я ревер в последнее время вообще не применяю по отношению к ритм-партиям, а соло-гитару немножечно обрабатываю им, причем уровень эффекта очень низкий и decay time очень короткий — около 400 мс. Это создает эффект пространства, но не смешивает все в мешанину. Кстати, если Вы готовите «минус» для живого выступления, старайтесь вообще его сделать как можно более сухим. Необходимо учитывать, что Вам придется работать, скорее всего, в помещении, которое обладает своим собственным ревербом, который если смешается с Вашим из фонограммы, то получится такая какофония, что лучше вообще не играть. Как пример, приведу один из наших концертов в городке ростовской области. Там была открытая площадка, и прямо перед ней, на удалении метров 150-200, стоял длинный жилой дом. Он создавал абсолютно дикие отражения, и я думал, что наш звукорежиссер там сойдет с ума, выстраивая звук. С ума, конечно, не сошел, но помучался вдоволь, и сделать почти ничего не смог — не сносить же жилой дом!

    Очень распространенный вопрос — можно ли писать гитару, уже обработанную эффектами (то есть процессором эффектов в разрыве Вашего усилителя). Мой ответ — категорически нет. Во-первых, это создает неудобства, потому что эффекты, записанные таким образом, не поддаются последующей модификации, хотя это понадобится впоследствии в 99% случаев. Во-вторых, это просто неверно с позиции звука как такового — Вы же не включаете дилэй перед дисторшном! А ведь при такой записи Ваш звук, как и эффекты, неизбежно претерпевает искажения микрофоном, его преампом и прочим оборудованием. Это не всегда относится к эффектом модуляции, когда требуется получить специфический звук, но для сухого традиционного звука эти способы неприемлемы. Эффекты должны накладываться в самую последнюю очередь.

    Далее, вопрос, больше касающийся звука в целом. Многие начинающие гитаристы, дорвавшись-таки до перегруза, выкручивают ручку Gain на полную и считают, что так они получают немеряное количество «мяса» и вообще звук становится предельно «злой». Могу Вас заверить — это как правило связано с тем, что максимальный гейн (я пока говорю об игре риффов) замазывает многие недостатки игры. Тем не менее, такой уровень перегруза, чтобы прозвучать правильно и не слиться в кучу немузыкальных помоев, требует очень серьезного подхода к звукоизвлечению. Многие удивляются, что при записи их риффы, которые в комнате звучат просто на пять с плюсом, становятся неразборчивы и нечитаемы. Я при игре риффов очень редко выкручиваю Gain больше, чем на 4-5 из 10, а при сольной партии — больше 7. Во-первых, это дает жесткое звучание, во-вторых — упругие читаемые басы, и в-третьих — дисциплинирует и заставляет учиться контролировать инструмент. Поэтому есть смысл немного приубавить перегруз — поверьте мне, через некоторое время тренировок Вы поймете, что вся «злость» находится не в ручке гейна, а в Ваших собственных руках.

    И в заключение. Остальные аспекты записи имеют индивидуальный характер. Все работают по-разному, поэтому и звук у всех свой, уникальный. Главное — не бойтесь экспериментов, и Вы найдете свой собственный звук. Удачи!
     
  3. KeHHu Местный

    Регистрация:
    8 авг 2007
    Сообщения:
    2.010
    Симпатии:
    565
    Провайдер:
    Несколько
    Нашел очень интересную и полезную статью от Юрия Макарова


    Часть I​


    Обработка гитары на компьютере​

    Эта статья для тех, кто занимается записью "живой" музыки на компьютере. Здесь подробно рассматриваются не только вопросы программной обработки звука гитары. Значительная часть статьи посвящена аппаратной части, что на мой взгляд очень важно для полноты восприятия материала. На эту тему в сети можно найти много интересных статей, но я хочу поделиться своим опытом, приобретённым за многолетнюю практику.​





    Долгое время я никак не мог понять, почему гитара у меня звучит сухо и неинтересно. Я просто подключал её к микшеру, пытаясь регуляторами тембра получить нужный звук. В лучшем случае применял различные эффекты, которые мало что давали. Большинство групп играло тогда на плохих усилителях с использованием примочек, об истинном предназначении которых я узнал намного позже. Мы ведь играли тогда музыку ранних Битлз на чистом звуке, поэтому примочки были не нужны. Но однажды я увидел фотографию Битлз, на которой рядом с гитарными усилителями стояли микрофоны. Я тогда был удивлён: неужели гитара пишется таким смешным способом? В советское время информация отсутствовала начисто. В книгах для радиолюбителей пропагандировались модные тогда транзисторные усилители, как наиболее прогрессивные. Лампы у нас считались "пережитком прошлого". А зря! В 1992 г. мне в руки попал журнал "IN/OUT", где подробно рассматривались вопросы звукоусилительной и записывающей аппаратуры. Я много экспериментировал с процессорами эффектов, изучал специальную литературу.

    Есть много способов получения качественного звука электрогитары, но все они связаны с использованием дорогостоящей аппаратуры, которая к тому же не всегда обеспечивает желаемый результат. В наш компьютерный век было бы непростительно упустить шанс и не попытаться смоделировать физические процессы, происходящие в аппаратуре усиления и обработки звука. Сейчас в студиях звукозаписи всё больше используются софтовые синтезаторы. Программное обеспечение развивается очень стремительно и способно буквально творить чудеса. А для музыкантов, занимающихся творчеством у себя дома и не имеющих доступа в профессиональную студию, компьютер открывает безграничные возможности. Эта статья для начинающих музыкантов. Как при минимальных затратах, имея в своём распоряжении лишь гитару и компьютер, получить хороший звук? Попытаемся разобраться.


    [​IMG] [​IMG] [​IMG]


    Для начала необходимо иметь представление о том, что происходит при записи гитары в студии. Инструмент подключают к ламповому гитарному усилителю и микрофоном снимают усиленный звук, который далее идёт в микшерный пульт для последующей обработки. От расположения микрофона относительно динамиков и его типа очень сильно зависит характер звука. Классическим примером микрофона для рок-музыки является Shure SM57. Он относится к микрофонам динамического типа (мембрана с катушкой движется в магнитном поле). Бывают ещё конденсаторные и ленточные микрофоны. Такая схема построения очень важна и является классической. Именно в ламповом усилителе формируется легендарный звук электрогитары, который мы слышим на записях любимых исполнителей. В современных цифровых процессорах обработки есть эффекты AmpSim (Amplifier Simulation) и CabSim (Cabinet Simulation), которые моделируют звук ламповых гитарных усилителей и кабинетов (гитарных колонок).

    Если зажать первую струну гитары, настроенной по камертону, на пятом ладу, то это будет нота "ля" с частотой 440 Гц. Но в звуке будут присутствовать ещё и обертона с частотами, кратными основной частоте: 880, 1760 Гц, и т.д., что соответствует второй и четвёртой гармонике ноты "ля" (440 умножаем на 2, 4, и т.д.). Это чётные гармоники. Но есть ещё и нечётные, которые можно подсчитать умножением основной частоты на 3, 5, 7, и т.д. Любой звук, - это спектр частот, в котором присутствует основной тон с максимальной амплитудой и комбинация гармоник, амплитуда которых тем меньше, чем выше их частота. Ламповые усилители обогащают спектр сигнала начальными гармониками, в основном второй и четвёртой, которые имеют благоприятное воздействие на слух человека и создают эффект "узнавания" музыкального инструмента, и частично подавляют нечётные, привносящие в звучание неприятный резкий оттенок. В аппаратуре Hi-Fi и Hi-End привнесение дополнительных гармоник является недопустимым. Здесь же как раз всё наоборот, - добавление чётных гармоник "утепляет" звук. Не последнюю роль играют также акустические системы. Ведь динамики имеют определённую индуктивность, а диффузоры привносят в звук инерцию, что делает его более плотным и скомпрессированным. Динамики также заваливают все частоты ниже 100 Гц и выше 10 кГц, выделяя тем самым диапазон звучания гитары. Это очень важный момент, дающий нам представление о характере звука.

    Чтобы лучше понять, как же всё-таки добиться грамотного использования гитарной обработки, ниже приведены примеры музыкального оборудования некоторых известных гитаристов.

    Joe Satriani 2000
    [​IMG]
    Steve Vai 1999
    [​IMG]
    Brian May 1999
    [​IMG]
    Tom Petty 2000
    [​IMG]
    Mike McCready 1997
    [​IMG]
    Kurt Cobain 1992
    [​IMG]

    Есть несколько вопросов, которые необходимо решить для себя каждому, кто занимается компьютерной звукозаписью. Вот они: выбор звуковой карты, драйвера, подключение гитары к компьютеру, программное обеспечение. Что касается звуковой карты, то для начинающих вполне подойдут Creative SB Live! или Audigy. Но вообще должен сказать, что для серьёзных занятий музыкой звуковые карты от Creative малопригодны. Вкратце попытаюсь объяснить почему. Все они производят принудительную передискретизацию сигнала в 48 кГц, - единственную частоту, на которой способны работать чипы EMU-10k, установленные в этих картах. Эта процедура является причиной дополнительных искажений звука. Помимо этого, если у вас OEM-версия, т.е. без внешнего модуля Drive Bay, то входной аналоговый сигнал обрабатывается кодеком AC'97, характеристики которого не выдерживают никакой критики, а подключить внешнее оборудование по S/PDIF удастся с большим трудом из-за нестандартных разъёмов. Звуковые карты SB Live! и Audigy заточены прежде всего под мультимедийные приложения, - для игр и для многоканального звука со спецэффектами в фильмах. Я сам, поддавшись всеобщему повальному увлечению картами от Creative и их удачной маркетинговой политике, прошёл через период разочарований, пока не понял, что это совсем не то, что нужно музыканту. Поэтому, чтобы заниматься творчеством, не испытывая никаких ограничений в аппаратной части, советую обратить внимание на карты от TerraTec, M-Audio, E-MU, и в частности на звуковую карту ESI Juli@. Их цены примерно от $80 до $200. Владельцам MIDI-клавиатур советую также обратить внимание на наличие MIDI порта, т.к. не везде он присутствует.

    Очень важным моментом является выбор драйвера. Для полноценной обработки звука гитары в реальном времени это должен быть обязательно ASIO-драйвер (Audio Stream Input Output). Он обеспечивает на аппаратном уровне минимальную задержку (latency) между ударом по струне и тем моментом, когда вы услышите звук. Ведь компьютеру нужно время, чтобы перекодировать сигнал гитары из аналоговой формы в цифровую, обработать его хост-приложением, а затем снова преобразовать в аналоговую форму. С ASIO-драйвером реальная задержка составляет порядка 5 миллисекунд, т.е. на слух она практически отсутствует. В Интернете можно найти универсальный драйвер ASIO4ALL, который подходит для любых звуковых карт.

    Теперь о подключении гитары к компьютеру. Дело в том, что сигнал со звукоснимателей электрогитары имеет амплитуду порядка 20-40 мВ и сопротивление в несколько десятков килоом. Если подать сигнал на микрофонный вход звуковой карты, то он будет сильно перегружен, потому что рассчитан на подключение микрофона с амплитудой 3-5 мВ и сопротивлением всего 300 ом. Мало того, что из-за высокого коэффициента усиления микрофонного сигнала этот вход будет сильно шуметь (на уровне -50дБ), мы также имеем ещё и рассогласование по сопротивлению. Ведь сопротивление усилительного каскада должно быть в несколько раз больше сопротивления источника сигнала. Ламповые усилители тем и хороши, что имеют входное сопротивление порядка одного мегома (один миллион ом), что идеально для гитары. Подключать гитару на линейный вход тоже нет смысла, - его чувствительность порядка 300 мВ и там мы ничего не услышим.

    Behringer UCG102
    [​IMG]

    Звуковой модуль E-MU 0404 USB
    [​IMG]

    Гитарные процессоры Line6
    [​IMG]

    В простейшем случае можно порекомендовать включать гитару через любую, даже самую простую гитарную педаль в режиме Bypass с последующей подачей сигнала на Line In звуковой карты. В этом случае и гитара и компьютер будут хорошо согласованы по уровням сигнала и по сопротивлению. Фирма E-MU выпустила USB-вариант своей звуковой карты E-MU 0404. Он представляет из себя предусилитель с гитарным и микрофонным входами. У фирмы Behringer тоже появился недорогой гитарный USB интерфейс UCG102. В нём имеется гитарный вход с переключаемой чувствительностью, при этом его входное сопротивление составляет 250 или 400 килоом. Есть выход на наушники с регулятором громкости. Подключение по USB 1.1 видимо является достаточным для полноценной работы. Драйвер поддерживает частоты сэмплирования 32, 44 и 48 кГц. Его цена порядка 60-70 долларов. В комплекте имеется trial-версия ПО Guitar Combos Behringer Edition. Пожалуй наилучшим выбором для гитаристов в настоящий момент следует признать линейку гитарных процессоров фирмы Line6. Их успешно используют как в концертной практике, так и в студийной работе многие профессионалы во всём мире. Но цена от $300 до $1200 не должна расстраивать музыкантов-любителей. Сегодня на этом рынке существует очень большая конкуренция, а следовательно, - огромный выбор аппаратуры. Очень важно иметь чёткое представление о том, что вы хотите. В домашних условиях при помощи программ-эмуляторов можно получить то же самое, экономя при этом сотни долларов.

    В настоящий момент я использую PCI-версию звуковой карты E-MU 0404. Это совместная разработка Creative и E-MU Systems из серии Professional. На карте стоят два опорных кварца на 44 и 48 кГц, так что проблема передискретизации полностью отсутствует. Также имеются прецизионные цифро-аналоговые преобразователи и мощный процессор эффектов. Причём все аппаратно реализованные эффекты доступны и как VST-обработка за счёт гибкой маршрутизации сигнала. Это означает, что если во время сведения фонограммы задействовать процессор эффектов E-MU DSP, то ресурсы CPU не будут затронуты, плюс нулевая задержка сигнала. Гитару я подключаю по цифровому входу к звуковой карте через предусилитель Samson C-valve. В этой модели, помимо балансного микрофонного входа на профессиональном разъёме XLR, имеется инструментальный 1/4" TRS вход для гитары с сопротивлением 1 мегом, встроенный лимитер сигнала, входной фильтр с регулируемой частотой среза НЧ, фантомное питание +48В для конденсаторных микрофонов. Имеется также цифровой S/PDIF выход с качеством 24bit/96kHz и многое другое. Цена его $150. Хочется отметить очень хорошее согласование гитары и C-valve. Если во время игры переключать звукосниматели, то очень хорошо слышна разница звучания и глубина, чего нельзя было сказать о большинстве примочек, которые я использовал раньше, - звук у них был плоский и очень "транзисторный".
    Распайка звукоснимателей
    [​IMG]

    Single Coil и Humbucker
    [​IMG]

    Ламповый предусилитель Samson C-valve
    [​IMG]


    Звукосниматели гитары бывают двух основных типов. Первый тип это Single Coil, в котором применяется один общий магнит и катушка для всех шести струн. Они отличаются повышенным уровнем шума, но имеют более равномерный спектр в области высоких частот за счёт меньшего числа витков катушки и относительно маленькой индуктивности, и как следствие - резонанс на более высоких частотах. Второй тип носит название Humbucker. В нём используются, как правило, одна общая магнитная система и две одинаковые катушки. Магнит положительным полюсом соединён с сердечниками одной катушки, а отрицательным, - с сердечниками другой. Таким образом мы имеем магнитное поле, замкнутое через струну, поэтому струна над датчиком тоже имеет два противоположных полюса: над одним сердечником - положительный, а над другим - отрицательный. Магнитный поток в катушках при колебании струны меняется противофазно. Звукосниматели этого типа отличаются повышенной чувствительностью и меньшим уровнем помех, что достигается последовательным включением катушек с противофазными сигналами, вследствие чего помехи взаимоуничтожаются, а звук становится более чистым и естественным. Датчики Humbucker практически не шумят, но имеют спад частотной характеристики на высоких частотах из-за большей индуктивности и низкого резонанса. Чтобы скомпенсировать этот недостаток, современные звукосниматели Humbucker имеют относительно небольшое число витков и соответственно малую индуктивность. Они больше подходят для рок-музыки, в которой принципиальное значение имеет большое усиление сигнала.

    Следует особо отметить распайку звукоснимателей и кабеля. На свою гитару Musima Elgita я поставил два тайваньских хамбакера Gifmen 1RF, стоимостью по $18. Несмотря на свою низкую цену они оказались очень хорошего качества. Распайка выполнена по балансной схеме и не имеет соединения экрана с катушками звукоснимателей. Эту "фишку" я сам придумал, и честно говоря до конца не уверен, что это правильно. Потому что гитары так никто не подключает. Так соединяют головки в кассетных магнитофонах, в которых уровень звукового сигнала ещё меньше. Если использовать кабель стерео-моно, то один из сигнальных проводов соединяется с "землёй" только в точке входа в предусилитель, а звуковой сигнал идёт внутри экранирующей оплётки кабеля на протяжении всей его длины, не "цепляя" на себя электромагнитные помехи. Но можно использовать и обычный гитарный кабель. Очень хорошие результаты даёт принудительное заземление аудиотракта. Я, например, использую для этих целей оплётку антенного кабеля ТВ-тюнера, подключая к ней достаточно толстым проводом экран гитарного кабеля. Все паразитные наводки исчезают практически полностью, и можно использовать даже самый мощный Distortion, не опасаясь фона переменного тока. Я также заземлил подставку для струн, а через неё и струны. Они ведь металлические и являются хорошим экраном, т.к. накрывают достаточно большую площадь над поверхностью звукоснимателей. Все экранирующие провода соединяются в одной точке, - на "земляном" контакте гнезда для подключения гитарного кабеля. Это сделано для того, чтобы избежать блуждающих токов. Также я отсоединил все регуляторы громкости и тембра гитары, которые создают дополнительные помехи и сажают сигнал, а для домашней звукозаписи малопригодны. Сдвоенный переключатель, коммутирующий звукосниматели (см. схему вверху), состоит из двух одинаковых секций SW1.1 и SW1.2. В положении 1 подключён датчик Neck, расположенный у грифа. Звук в этом случае более "тёплый" с большим сустейном, т.к. струна в этом месте имеет наибольшую амплитуду колебаний. В положении 2 включены последовательно оба датчика, и сигнал на выходе имеет наиболее широкий спектр за счёт смешивания "тёплых" гармоник с Neck и "металлических" оттенков с Bridge. В положении 3 включён только звукосниматель Bridge, расположенный у подставки, и звук при этом имеет резкий оттенок с преобладанием высокочастотных гармоник. В положении 4 включена половина датчика Bridge. В данном случае я попытался заставить работать Humbucker как Single Coil. В звуке действительно появляется больше высоких частот, но и шумы тоже увеличиваются.

    Хочется остановиться ещё на одной вещи, на которую музыканты иногда просто не обращают внимания. Это касается питания аппаратуры. Дело в том, что довольно часто процессоры обработки и всевозможные примочки не комплектуются блоками питания. И тогда в ход идут всевозможные сетевые адаптеры, которых сейчас очень много. Но подавляющее большинство из них выполнено по схеме двухполупериодного нестабилизированного выпрямителя. В его состав обычно входит понижающий сетевой трансформатор, диодный мост и один-два сглаживающих конденсатора. Иногда такие блоки питания маркируют сплошной и пунктирной линиями, расположенными одна под другой (фото вверху слева). Напряжение в сети при номинале в 220 вольт может варьироваться примерно от 190 до 240 вольт, т.е. разброс составляет порядка 23%. На выходе нестабилизированного 9-вольтового адаптера при этом мы получим напряжение от 7,7 до 9,8 вольт. Если в гитарном процессоре есть свой встроенный стабилизатор напряжения, то это не страшно. А если нет, то в звуковом тракте периодически возникают всплески фона переменного тока при падении напряжения или при пиковом потреблении тока, например при сохранении пресетов. Этот недостаток легко устранить, если поставить на выходе такого адаптера дополнительный стабилизатор напряжения на микросхеме L7809C-V, если нужно получить 9 вольт, или L7812C-V в варианте на 12 вольт. Никаких дополнительных деталей не требуется. Необходимо лишь, чтобы разница между входным и выходным напряжением микросхемы была не меньше 1,5 вольт. Для L7809C-V она может быть от 37 до 10,5 вольт постоянного тока на входе, а для L7812C-V от 37 до13,5 вольт. Микросхема обладает большим коэффициентом стабилизации и пропускает ток до 1,5 A. Но в любом случае во избежании перегрева её лучше установить на небольшой теплоотводящий радиатор. Стоит эта деталь меньше $1, а стабилизированный фирменный адаптер в районе $30-50. Выбор за вами. Сигналограммы напряжений в различных точках стабилизатора показаны на анимированном рисунке (вверху в центре), что даёт очень наглядное представление о принципе его работы. Ещё я использую дополнительный сетевой фильтр Sven Platinum Pro. Его LC-цепочки подавляют импульсные помехи в 10 раз, а высокочастотные сетевые наводки (от электрооборудования, рентгеновских аппаратов, и т.д.) до -60 dB.

    Также не лишним будет упомянуть о влиянии компьютерных мониторов на звук гитары. В этом смысле LCD мониторы являются более предпочтительными, т.к. не имеют электромагнитного излучения, характерного для CRT мониторов старого типа. Излучение это становится особенно заметным, если гитара и кабель плохо экранированы, а входной каскад усилителя имеет малое входное сопротивление, и проявляется в виде неприятного фона, который ещё больше усиливается при игре с эффектом Distortion.




    Скоро опубликую вторую часть этой статьи, где будет подробный рассказ о софте:)
     

Пользователи просматривающие тему (Пользователей: 0, Гостей: 0)